Если в семье дети

Деменция близкого – тяжелое испытание для всей семьи. Однако особого внимания заслуживает общение больного с детьми, не достигшими еще жизненной и эмоциональной зрелости. Поэтому для сохранения нормального климата в доме родители должны помочь детям в сложившейся ситуации, разъяснить происходящее и по мере возможности вовлечь их в общие заботы по уходу за больным.


Зачем рассказывать ребенку?

Некоторым родителям непросто решиться на разговор. Есть сомнения в том, способен ли ребенок правильно понять ситуацию и принять ее. Есть опасения, что ребенок, услышав о развивающемся слабоумии дедушки или бабушки, неправильно поведет себя с больным человеком, изменит свое отношение к нему в явной форме. Да и просто хочется пощадить его чувства. Однако стыдливое молчание будет только усугублять проблему. Рано или поздно ребенок почувствует изменения в поведении окружающих, уловит возникшую напряженность в семье, и тогда, не услышав истинных причин, составит себе искаженную картину происходящего. Напротив, честный разговор, предельно четкое объяснение причин наблюдаемых изменений и готовность обсуждать любые вопросы сблизят вас с ребенком и позволят искать ответы вместе.

Если ребенок уже начал замечать «странности» в поведении ближайшего родственника, то, возможно, для него будет облегчением узнать, что объясняются они заболеванием, лишающим его контроля над собственным поведением. Основная трудность лишь в том, чтобы найти подходящие слова, ведь у вас разный опыт и разные представления об окружающем мире. Готовясь к разговору, учтите такую особенность детского мышления, как индуктивность. Ребенку проще продвигаться в понимании проблемы от разбора конкретных жизненных примеров к обобщениям и правилам, а не наоборот. Поэтому постарайтесь заострить его внимание на пережитых вместе ситуациях, обсудить их, а затем переходите к выводам. Если вы сомневаетесь в правильности выбранных объяснений, проконсультируйтесь с педагогами (если ребенок ходит в школу) или с детским психологом. Вы делаете это не для галочки. Вы заинтересованы в том, чтобы не только что–то рассказать, но и быть выслушанным и услышанным.

Как присутствие в семье дементного больного может сказаться на детях

Во многих семьях бабушка и дедушка, вышедшие на пенсию, проводят с внуками не меньше времени, чем родители. Именно пожилые охотно возятся с внуками, занимаются их воспитанием. Неожиданные негативные изменения в поведении человека, который с первых лет жизни был наставником, советчиком, другом, могут глубоко огорчить ребенка.

Присутствие больного человека может быть источником постоянного психологического давления на детей, ведь нередко они проводят дома значительно больше времени, чем работающие родители. Задаваемый с обескураживающей регулярностью вопрос или одна и та же история, рассказываемая бессчетное число раз, могут вызывать раздражение и усталость.

До развития заболевания в центре внимания всей семьи обычно оказывался ребенок. Когда взрослый, страдающий от деменции, начинает вести себя «хуже ребенка», другие члены семьи вынуждены посвящать больше времени уходу за ним, оставляя меньше времени для ребенка. Это может вызывать ревность, чувство заброшенности, ненужности.

Невозможность полноценного общения с близким в связи с глубокими изменениями в его личности вызывает чувство утраты.

Если ребенок вовлечен в уход за больным родственником, еще совсем недавно опекавшим внука, такая смена ролей может сопровождаться стеснением.

Нередко дети примеряют на себя происходящие изменения, что вызывает у них страх перед будущим, опасения, что подобное может случиться с ними.

Наконец, осознание ребенком того, что он испытывает по отношению к родному человеку перечисленные негативные чувства, может усугублять чувство вины за собственную черствость. Чувство вины может достигать особенной силы, когда ребенок, не зная об истинных причинах изменений у больного и не обладая сформированным рациональным мышлением, придумывает собственное мифическое объяснение. Он может, например, полагать, что болезнь наступила в наказание за то, что в какой–то момент он совершил плохой поступок.

Как помочь ребенку?

Не стоит думать, что перечисленные выше переживания будут столь уж очевидны. Дети могут быть склонны к скрытности, особенно если развитие болезни совпало с «трудным возрастом». Известно, что подростки скрывают свои чувства и мысли, стесняются открыто общаться со старшими и предпочитают изображать безразличие. Поэтому инициатива в обсуждении происходящего и чувств, которые в связи с этим испытывает ребенок, должна исходить от взрослого. Поговорите с ним, не дожидаясь тревожных сигналов в виде снижения успеваемости (такое может случиться из–за невозможности концентрироваться на выполнении домашнего ­задания) или стремления проводить больше времени вне дома.

В ходе разговора постарайтесь дать максимально полную информацию о заболевании, обращая особое внимание на проблемы, которые могут вызывать у ребенка негативные эмоции (смотрите предыдущий параграф). Не ограничивайтесь одной беседой. Лучше регулярно обсуждать ситуацию, сложившуюся в семье, наблюдая за настроением ребенка. Такие беседы покажут ребенку, что семейные проблемы лучше решать совместно, обмениваясь мнениями и помогая друг другу.

Привлекайте ребенка к уходу за больным

Возможно, один из лучших способов помочь ребенку в этой ситуации – вовлечь его в заботы по уходу за больным. Участие в общем деле создаст основу для постоянного обсуждения ситуации и будет способствовать ощущению того, что она находится под контролем. Впрочем, лишнего фанатизма здесь не нужно. Не следует поручать ребенку слишком много дел, препятствуя нормальному течению его пока еще невзрослой жизни. При этом лучше давать такие задания, которые будут казаться ему привлекательными. Это может быть прогулка с больным по парку, игра в настольные и иные игры, разговоры об истории семьи за просмотром семейного альбома. Хотя ограничиваться выделением собственного «фронта работ» тоже не стоит. Помогая, ребенок должен чувствовать, что вместе с семьей занимается общим делом. Ну и конечно, не забывайте выражать ребенку свою признательность за помощь. Говорите ему о положительных результатах, которые приносит его участие.