В каждой семье  потребность в сиделке для маломобильного или дементного пациента возникает в разные периоды.

Иногда это временная мера, необходимая для подмены ухаживающего лица.  Наиболее серьезная проблема возникает в другой ситуации, когда при ежедневном многолетнем уходе, проживании с дементным пациентом, родственники стараются организовать  эффективную помощь, адаптировать члена семьи с деменцией  и сохранить его функциональную независимость.  Несмотря на действия, личное участие и хорошую организацию ухода, постоянно проживающие с члены семьи сталкиваются часто с многочисленными подводными камнями.

Отсутствие критичности у пациентов с деменцией к своему состоянию, часто приводят к конфликтам из-за ограничений в доступе к свободе,  определенной технике, опасным видам занятости. Контроль за приемом препаратов часто становится  камнем преткновения, так как повышенное внимание к приему препаратов, часто вызывает негативные реакции у опекаемых с формированием, как правило, обратных реакций, затрудняющих лечение деменции и связанных с ней состояний.  Уход за  родственником нарушает ритм жизни молодых семей, когда дети и супруги лишаются заботы и внимания,  появляются проблемы с работой и личным здоровьем.

Наш разговор пойдет о ситуации, когда принимается трудное решение: продолжить уход самому, либо возложить обязанности на наемного работника?

Ухаживающие члены семьи, как правило, переживают несколько этапов адаптации к данной проблеме.

Дети родителей, испытывают вину и раздражение одновременно, они несчастливы из-за того, что родители не могут оценить их жертву, что их личное время потрачено, но нет эмоциональной отдачи.  В определенное время приходит осознание ценности своей личной жизни и неэффективности своего личного участия.  Наступает момент, когда приходит решение  делегировать часть рутины специалисту, что является  нормальной практикой в современном мире. Наступает ответственный момент: поиск и найм сиделки.

Ключевыми словами могут быть  «чужой человек» и «платить деньги».  Не стоит включать в обсуждение данного вопроса престарелых членов семьи, а особенно с когнитивными нарушениями. Их жизненный опыт всегда будет «против всего нового». Настороженность к посторонним может объясняться готовностью формировать  бредовые идеи ущерба и воровства (пропажа вещей, которые положены в другое место и др), которые они проецируют и на близких, не говоря о посторонних людях, сиделках.  Надо понимать причины любых заявлений и быть предельно рациональными и конструктивными.

Итак, если есть возможность нанять сиделку - надо попробовать. Как правило, сиделка, если она профессионал,  с первых часов сможет расположить к себе опекаемого.  Ее задача – зарабатывать деньги своим трудом,  в связи с чем она  квалифицированно выполняет свою работу и дает возможность  членам семьи жить в своем личном пространстве,  работать  и уделять внимание ранее оставленным членам своих семей.  

Обязательно нужно обговаривать объем работы, время работы и отдыха, очень важен вопрос питания опекаемой и самой пациентки. При круглосуточном проживании важно определить личное пространство сиделки.  При уважительном отношении друг к другу со стороны работника и нанимателей, есть шанс получить желаемый уход и качество жизни для всех членов семьи.   Сиделка может стать лучшим другом больного !

В каких случаях  необходимо рассматривать вопрос о найме сиделки?

Нужно ответить себе на поставленные вопросы:

Можно ли оставлять пациента одного? 

Можете ли вы быть при этом спокойны?

Есть ли риски пожаров, взрывов газового отопления, поражения током,  как  для  опекаемого, так и  окружающих?

Может ли ваш подопечный самостоятельно ориентироваться при возникновении опасных для себя состояний?

Страдает ли больной от недостаточности ухода, пусть даже он сам отрицает это (обратите внимание на приготовление пищи, уборку, хранение вещей, потерю и поиск документов, способность набрать номер телефона экстренной службы, соблюдение режима приема лекарств, злоупотребление алкоголем или снотворными препаратами)? 

Может ли маломобильный пациент обеспечить себя необходимым на протяжении нескольких часов (принять пищу, еду, медикаменты,  опорожниться) без посторонней помощи?

Если вы ответили отрицательно на пару вопросов, вам необходим помощник.

При этом, вы должны понимать, что страдающий  деменций, не в состоянии оценить свое состояние. Будьте готовы на  жалобы на плохое обращение со стороны сиделки. Они часто  не обоснованы, выдуманы, нацелены на желание освободиться от наблюдения и обрести «свободу».  Больному не хочется выполнять правильный режим дня, принимать лекарства, поддерживать гигиену.  Это приводит часто к гипертрофированным жалобам и претензиям в адрес ухаживающих лиц. Они, как правило, нестойки и меняются на благодушное настроение и позитивные эмоции.

Часто задают вопрос о  преимуществах приглашения социального работника и сиделки.  В данном вопросе необходимо четко понимать ситуацию:

 на какой период нужна помощь (несколько часов – уборка и поход в магазин) или на системный уход?  кто кому платит и за какой объем работы.

Сиделку нанимают члены семьи, при этом, обговаривают все необходимые для ухода мероприятия, как бытового, так и медицинского характера. 

Социальный работник является сотрудником государственной социальной службы, получает заработанную плату и имеет четкую должностную инструкцию, которую обязан выполнять. Не более того. Суть работы социального работника – выполнение заданий, полученных от  опекаемого человека (например, помыть пол, сходить в магазин, в аптеку, и т.д.). Опекаемый (в нашем случае – дементный больной), должен принять от соцработника результат его работы, даже сделать некую регламентную запись в особой тетрадке.  Иными словами, социальный работник исполняет решение, принятое опекаемым им человеком. Дементный пациент,  по определению, уже не может планировать, распоряжаться деньгами и контролировать  работу социального работника.  

Как подготовить родственника к общению с сиделкой? Постарайтесь организовать знакомство пациента  сиделки до принятия решения о ее найме. В период знакомства  попробуйте донести  информацию так, будто вам в ближайшее время нужно будет отлучаться по важным делам и предложить больному попробовать временно принять услуги другого человека. Старайтесь быть терпимым и подстраивайтесь к ситуации.

Не настаивайте на том, что это навсегда!

Иными словами,  если больной против сиделок,  лучше провести «тренировочные встречи».   Вспомните, как вы  адаптировали детей в детском саду. Работает тот же принцип.

В первый день, или даже дни, постарайтесь ухаживать за больным совместно, поддерживая интересные для пациента темы,  для того, чтобы  больной понял, что сиделка может быть не только работником, помощником, но и компаньонкой. Заодно вы сможете оценить качество работы сиделки, поймете, насколько она разбирается в особенностях ухода за пожилыми людьми вообще, а в особенности – за страдающими от деменции.

При профессиональном подходе со стороны сиделки, то, что вами воспринималось как обуза, воспринимается ею, как работа.   Сиделка реагирует спокойно, формально поддерживая  разговор. Часто с посторонними людьми наши близкие настолько  мобилизуются, что без прежних каприз и протестов воспринимают уход.

Как найти подходящую сиделку? Необходимо проанализировать запросы в общении пациента в прошлой жизни и пригласить приятного ему в общении человека. Сиделка, которая просто «на уровне первых секунд» приятна больному, окажется эффективнее во сто крат, чем та, которая, формальна в общении или раздражает его. Постарайтесь не приглашать  людей с особенностями, которые ранее раздражали больного в других людях. 

Лучший способ поиска – рекомендации знакомых. Многие сиделки передаются из семьи в семью с особым уважением и отличными рекомендациями.  По возможности, обращайтесь в агентства, которые готовят профессиональных сиделок. Договор с агентством поможет вам быстрее найти замену сиделке при неудачном выборе.

При приеме на работу сиделки обязательно  просите предоставить медицинскую книжку! Обязательно попросите паспорт, перепишите данные из него, если выдали ключи – попросите написать расписку о получении ключей. Профессиональные сиделки абсолютно адекватно реагируют на такие просьбы, а самые «продвинутые» прямо с порога протягивают все свои документы и предлагают их копии, приносят рекомендации с прошлых мест работы и т.д.

Не сомневайтесь в  правильности мыслей об установке камер наблюдения. Если сиделка работает добросовестно, ее нисколько не смутит такой контроль. Часто сама видеозапись является подспорьем для сиделки при наличии бредовых высказываний о вреде, кражах и плохом отношении к пациенту.  При невозможности установки камер, в первое время старайтесь приезжать чаще, не предупреждая о визите.  В настоящее время легко можно проводить  видеозвонки  по мобильному телефону, в момент которых  можно увидеть  в реальном времени  опекаемого, сиделку и  состояние квартиры.

И еще:  не бывает идеальных  пациентов и сиделок.

Если не удалось получить желаемого от сотрудничества, вы можете корректно расстаться и попробовать наладить процесс заново, с другой сиделкой. Ведь вы строите отношения «работодатель – работник»,  а это взаимовыгодный процесс, который  может длиться годами при взаимном понимании, ответственности  и уважении.

Предупреждение

При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением - это опасно для вашего здоровья!