Когнитивные функции и когнитивные нарушения

Слово «когнитивный» – научный термин и нечасто встречается в повседневной речи. Однако указывает он на хорошо знакомые каждому человеку способности – способности, которые связывают нас с окружающим миром и позволяют составить представление о нем.

К когнитивным (познавательным) функциям относят:

внимание — способность поддерживать необходимый для познания уровень психической активности;

восприятие — способность строить на основе информации, поступающей от органов чувств, целостные образы и представления;

гнозис — способность опознавать формируемые образы и относить их к категориям разума;

память — способность запечатлевать, сохранять и воспроизводить полученную информацию;

интеллект — способность производить действия с усвоенной информацией (анализировать, сопоставлять, оценивать, обобщать, использовать для решения задач);

речь — способность общаться с использованием символической знаковой системы (языка);

праксис — способность формировать и включать в деятельность двигательные навыки, а также строить, заучивать и автоматизировать последовательности движений.

Все перечисленные ниже способности связаны с деятельностью головного мозга, а также зависят от общего состояния организма. Поэтому при нарушениях развития мозга, при его повреждениях, при сбоях в его работе, вызываемых воздействием иных заболеваний или сильных эмоциональных состояний, качество когнитивных функций снижается по сравнению с исходными личными показателями человека и/или по сравнению со средними возрастными показателями для представителей его группы. Заметное снижение качества называют когнитивными расстройствами.

Когнитивные нарушения отрицательно сказываются на достижениях человека в самых разных сферах его жизни: повседневной бытовой, учебной, профессиональной, социальной. В зависимости от степени проявления когнитивных расстройств ученые выделяют разные уровни их тяжести.

Далее читайте:

легкие когнитивные расстройства

умеренные когнитивные расстройства

тяжелые когнитивные расстройства (деменция)

Top