Главная Форум Общение Как улучшить ориентировку во времени в пожилом возрасте?

    • clinmelehin

      Дорогие коллеги, люди пожилого и старческого возраста, родственники пациентов с деменцией в предыдущих моих постах мы с Вами разбирали роль ориентировки во времени http://memini.ru/discussions/27314/ и http://memini.ru/discussions/27156/ Я очень Вас просил обращать внимания на изменения в способности ориентироваться во времени? , как  изменяется от времени суток? Носят ли  обратимый характер? Нарушен ли вербальный компонент ориентировки во времени (в речи отвечать на вопросы про дату)?  Поведенческий компонент ориентировки во времени (одевается ли по погоде, время приема пищи, сон  и т.д.)?    Как сам Ваш родственник реагирует что у него есть трудности в способности ориентироваться во времени? Т.к. изменения в этой способности увеличивают риски развития  БА и риски падений!!!, что как мы с вами знаем приводит к очень тяжелой реабилитации. Изменения в ориентировки во времени позволят Вам оценить улучшения или ухудшения состояния при назначении холинергической, глутаматергической монотерапии, а также комбинированной фармакотерапии! Я бы хотел познакомить Вас с некоторыми психотерапевтическими направлениями, которые направлены на усиление способности ориентироваться во времени. Этот пост носить ознакомительный характер и мне очень будет интересно ваше мнение про эти направления, может быть Вы уже что-то используете. В зарубежной практике выделяют несколько психотерапевтических направлений, которые разработаны для оказания реабилитационной помощи человеку в пожилом и старческом возрасте при дезориентации во времени. Терапия ориентированная на реальность (reality orientation therapy, A.Spector, M.Orrell). Целью данной терапии, является организации помощи пожилому человеку с когнитивными нарушениями для восстановления и поддержания его контакта с окружающим миром. Минимизировать у него дезадаптивное, хаотичное поведение. С помощью этого подхода родственники, медсестры, социальные работники, специалисты в области психического здоровья с помощью поведенческой активации, поведенческого повторения,  представляют пожилому человеку необходимую информацию, чтобы он был ориентирован в месте, времени и собственной личности. Для эффективного функционирования в окружающей среде нужно владеть знаниями о дате, времени и месте, т.е. навыками ориентировки во времени и пространстве. Эти базовые знания, необходимы для организации поведения. Например, планирования распорядка дня, придерживаться времени приема лекарств, гигиенических процедур. Когда пожилой человек утрачивает эти навыки, его родственники не всегда обращают на это внимания из-за ряда других проблем.  В таком случае мы наблюдаем, что пожилой человек может забыть, где он находиться. Могут наблюдаться трудности в узнавании людей, которые его окружают. Начинает проявляться растерянность в незнакомых ситуациях, т.е. что пожилой человек должен сделать или сказать в той или иной ситуации.  Применение ряда поведенческих техник способствует улучшению контакта пожилого человека с внешней реальностью.  Терапия строиться на регулярном повторении упражнений. Каждое утром пожилому человеку родственники или специалист  называют дату, день недели, месяц, год. Напоминают ему, где он находиться и почему. Затем эту информацию просят повторить пожилого человека в течение дня. Например, до обеда.   При организации жилья пожилого человека используются визуальные подсказки. Например, яркие и крупные стикеры на которых крупно написаны подсказки, которые помогают пожилому человеку ориентироваться в окружающей среде.  Используют доску, где можно записать дату, день недели, месяц и год. В ходе закрепления навыка ориентировки во времени родственники или специалисты используют технику запутывания при определении времени суток, погоды.  Приведем пример применения данной техники: — Доброе утро, Лариса Валерьевна. Как Вы чувствуете себя сегодня? (Ждем ответа) — Сегодня прекрасный осенний день. Наверно сегодня на улице будет 40 градусов?  (Ждем ответа) — Сегодня такой приятный вечер. Готовы ли Вы к завтраку? (Дождитесь ответа). Для поддержания контакта с окружающим миром пожилого человека окружают знакомыми ему предметами: семейные фотографии, безделушки, одеяла, подушки, мебель, знакомая музыка и др. Проводятся групповые занятия, в который акцент делается на построение моста к реальности. Специалист просит каждого пожилого человека обратить внимание на «доску реальности»,  на которой написаны следующие слова: места, дни недели, месяц, год, погода, отпуск, завтра. Эти слова стимулирует людей пожилого и старческого возраста рассказать о себе. Обязательно уделяется внимание побуждению пожилого человека к принятию решений. Например, какую передачу по телевизору хотели посмотреть? Какую рубашку хотелось бы надеть сегодня? и др.  Терапия ремотивации(remotivation therapy, J. Dyer, M.Stotts). Целью данного направления терапии является воссоздание у пожилого человека интереса к жизни. В групповой форме в атмосфере признания и дружбы используя технику воспоминания положительных событий, увлечений, специалист побуждает пожилого человека обсуждать и конструировать новые интересы, которые бы приносили ему положительные эмоции. С помощью техники «Кто? Что? Как? Где? Когда» специалист просит пожилых людей описать день жизни их родственника? Что они делают? Как они выполняют свою работу? и др. Терапия проверки  или терапия фантазии (validation/fantasy therapy, Naomi Feil). Это направление терапии признает, что логика есть во всем поведении человека.  По мнению Наоми Феил главное в терапии это понимание эмоционального состояния пожилого человека, его фантазий, искажений в мышлении, без чрезмерной интерпретации. Главное в терапии это понимать смысл, лежащий в основе индивидуального поведения человека. Эта терапия помогает пожилым людям вспоминать и пересмотреть и частично решить незаконченные дела в их жизни. Вернув самосознание и чувство самоуважения у пожилого человека, можно остановить развитие дезориентации Процесс дезориентации во времени проходит несколько этапов: Первый этап – легкая спутанность (Mild Confusion);Второй этап – временная путаница (Time Confusion);Третий этап – вечное движение (Perpetual Motion);Четвертая стадия – Вегетативная (Vegetation).  Алексей Мелёхин Здоровья Вам и Вашим близким, очень буду рад обратной связи и обсуждению данных направлений!

    • Julia_F

      «Для поддержания контакта с окружающим миром пожилого человека окружают знакомыми ему предметами: семейные фотографии, безделушки, одеяла, подушки, мебель, знакомая музыка и др.» — тут скорее зависит от стадии заболевания и дезориентирования. Моя бабушка, например, не узнает ни свою квартиру, ни подушки, ни мебель.. ничего… абсолютно.. только иногда бывают просветления: знакомая ваза, знакомый шкаф и т.д., при этом все песни может перепеть практически наизусть.

    • Лилия З

      по наблюдениям за моей мамой могу сказать, что при сосудистой деменции возможно возвращение навыка ориентирования во времени и дате. Случались приступы, она не ориентировалась в дате, времени суток. Я ежедневно ей сообщала дату, говорила, что если темно, то ночь, если светло, то день. Потом после курса сосудистых и ноотропных препаратов, навык возвратился. Но, важно также отметить, что ее очень беспокоило, что она не знает дату, и она сама всеми способами пыталась этот навык вернуть — использовала отрывной календарь, обращала внимание на дату по телевизору. Так что важным считаю собственную мотивацию больного. Зато в плане гигиенических навыков никакой мотивации, ничем не уговоришь.

Этот веб-сайт использует файлы cookies, чтобы обеспечить удобную работу пользователей с ними и функциональные возможности сайта. Нажимая кнопку «Я принимаю», Вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies в соответствии с «Политикой обработки и обеспечения безопасности персональных данных»

Авторизация
*
*