Главная Форум Общение Как гаджеты влияют на наш мозг

    • Тоже мне новость

      Цифровые технологии изменили и продолжают менять нашу жизнь. Мы ежедневно ищем информацию в Сети: имя актёра, которое вылетело из головы, перевод иностранного слова, маршрут от офиса до торгового центра или ответ на один из миллиона вопросов маленького ребенка. Безусловно, Интернет и гаджеты делают жизнь проще, а информацию и знания — доступнее. Но есть ли у этой медали обратная сторона? Рассказываем, что известно ученым о влиянии цифровых технологий на человеческий мозг.Иллюзия многозадачности Смотреть футбол или сериал, а параллельно проверять почту на телефоне, ставить лайки в Инстаграме или болтать в чате — сейчас так живут многие из нас. Мы периодически смотрим на экран своего смартфона от скуки или просто по привычке и уже даже не считаем, что в этот момент отвлеклись от разговора, просмотра фильма или написания статьи. Между тем ученые доказали, что цифровая многозадачность имеет негативный эффект: люди, которые склонны делать несколько дел одновременно, делают их все одинаково плохо. А в долгосрочной перспективе это означает снижение когнитивного контроля — то есть раннее старение мозга и риск развития слабоумия. Еще в 2009 году группа психологов из Стэнфорда провела несколько экспериментов, исследуя феномен цифровой многозадачности. Первое, что удалось установить: те, кто привыкли делать несколько дел одновременно, чаще отвлекаются и с большим трудом сосредотачиваются на выполнении какой-то одной задачи. Студентам показывали картинку с красными и синими прямоугольниками и просили не обращать внимания на синие. Затем показывали следующую картинку и просили участников эксперимента ответить, изменилось ли положение красных прямоугольников. Не склонные отвлекаться на смартфон студенты отвечали быстро и правильно, а «мультитаскеры» постоянно ошибались. Не лучшим образом многозадачность повлияла и на память (студентам показывали поочередно буквы алфавита, нужно было заметить, когда они начнут повторяться). Но больше всего ученых удивило то, что даже переключаться с одной задачи на другую у «многозадачных» студентов получается медленнее — хотя казалось, что в повседневной жизни они делают это постоянно. Тут как раз проявили себя проблемы с когнитивным контролем: сосредоточиться на новой задаче студентам мешало то, что они продолжали думать о той, что решали раньше. В 2014 году ученые из Университета Сассекса выяснили, что мозг любителей цифровой многозадачности физически отличается от мозга тех, кто не использует несколько устройств одновременно: у «мультитаскеров» меньше плотность серого вещества в передней части коры мозга. Именно эта область отвечает за когнитивный, а также за эмоциональный контроль. В постели с врагом Бывает, мы не расстаёмся с гаджетами даже в постели: ноутбук, мобильный телефон, электронная книга с подсветкой. Но для нашего мозга полчаса чтения книги перед сном и те же полчаса, проведённые перед экраном, будут иметь совершенно разные последствия. Об этом предупреждают в своей статье ученые из Гарвардской медицинской школы. Гарвардские медики, ссылаясь на собственные исследования и работы коллег, призывают минимум за час до сна, а лучше за два-три отложить в сторону все устройства со светящимися экранами и уж точно не тащить их с собой в кровать. Причина — в синем свете, который они излучают. Дело в том, что синий свет (длина волны 450-480 нм) в разы активнее, чем зелёный или красный, подавляет выработку мелатонина — гормона, который необходим для нормальной смены циклов сна и бодрствования. Синий экран «обманывает» мозг: повышает тревожность и создает иллюзию того, что ночь ещё не наступила, объясняют ученые. В краткосрочной перспективе это может привести к бессоннице, а в долгосрочной — к серьёзным проблемам со здоровьем. Есть исследования, которые выявили связь между сбоем цикла выработки мелатонина и ожирением, диабетом и даже раком. Проблемы со сном могут привести и к слабоумию: связь недосыпа с болезнью Альцгеймера ученые Калифорнийского университета в Беркли установили несколько лет назад. У участников исследования наблюдались проблемы с превращением кратковременных воспоминаний в долговременную память. Кроме того, в мозгу накапливались бета-амилоиды — белки, которые обнаруживаются в мозгу пациентов с деменцией альцгеймеровского типа. Гугл вместо памяти Главное преимущество цифровой эпохи — это, конечно, мгновенный доступ к информации. Онлайн-образование, разного рода энциклопедии и прочая литература, подробные снимки любой точки планеты со спутника, переводчики на все языки мира — наши возможности в любую минуту расширить собственные знания о мире просто безграничны. Но припомните любую дружескую вечеринку или просто семейный ужин: когда вам в последний раз удавалось поговорить о чем-нибудь, не обратившись за помощью к интернет-поисковику? Учёные обращают внимание, что новый тип взаимодействия человека с информацией влияет на нашу память. В 2011 году психологи Бетси Спарроу из Колумбийского университета, Дженни Лиу из Университета Висконсина и Дэниел Вегнер из Гарварда опубликовали результаты серии экспериментов, которые продемонстрировали, что активные пользователи Интернета склонны рассматривать его как продолжение собственной памяти — не всегда осознавая, что они действительно знают, а что просто могут быстро погуглить. Например, в ходе одного из экспериментам участникам предлагалось записать и запомнить 40 случайных фактов. Те, кому сказали, что файл сразу после написания будет безвозвратно удален, запомнили написанное гораздо лучше тех, кому пообещали, что все факты при необходимости можно будет уточнить в Сети. Это явление получило название «транзактивной памяти» — человек запоминает не саму информацию, а алгоритм ее получения. Впрочем, Спарроу с коллегами считают, что транзактивная память не снижает познавательные способности человека, а скорее изменяет их. Но сразу несколько исследователей, в том числе профессор Королевского технологического института в Стокгольме Эрик Франзен, полагают, что существует другая серьёзная проблема, связанная с привычкой серфить в Интернете: переполнение кратковременной памяти. Франзен в своей работе приходит к выводу, что привычка гуглить бесполезные факты и постоянно просматривать социальные сети приводить к ситуации, когда кратковременная память просто не вмещает всей информации, которая обрушивается на пользователя Сети. «Растрачивая» память на бесполезные знания и случайные факты из жизни малознакомых людей, мы мешаем мозгу формировать долговременную память — запоминать то, что действительно необходимо нам для работы или учёбы.

    • Галюся

      Не знаю как на мозг, но глазам реально труба…

Этот веб-сайт использует файлы cookies, чтобы обеспечить удобную работу пользователей с ними и функциональные возможности сайта. Нажимая кнопку «Я принимаю», Вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies в соответствии с «Политикой обработки и обеспечения безопасности персональных данных»

Авторизация
*
*