Главная Форум Общение Лечение обучением забытого

    • Тоже мне новость

      Это настолько просто, что даже ребенок без труда сможет сделать.  Но это не ребенок. А пожилой пациент на последней стадии болезни Альцгеймера. Он входит в кабинет доктора Барри Райзберга, вынимает из кармана губную гармошку и довольный собой играет на ней незатейливую мелодию. Для обоих это стало знаменательным моментом: для пациента – небольшая победа над болезнью, забравшая у него почти все, для доктора Райзберга и его коллег – еще одно подтверждение эффективности специально разработанной ими программы по уходу за такими пациентами, практически утратившими навыки. Но благодаря программе обретающими их вновь на том уровне, который ранее казался недостижим. Проект, разработанный в Нью-Йоркском медицинском центре «Лангон», не дает возможности остановить болезнь Альцгеймера, однако пациенты, прошедшие курс, способны выполнять ежедневные процедуры и действия на гораздо более высоком уровне, чем те, кто не прошел его, снижая нагрузку по уходу, возложенную на их близких.  Улучшаются мыслительные процессы, улучшается уровень жизни. В соответствии с общепринятым мнением, чем больше болезнь Альцгеймера разрушает мозг, тем больше пациент теряет бытовых навыков, причем безвозвратно. Тем не менее, Райзберг категорически с этим не согласен. Уже почти десять лет он и его коллеги исследуют способность пациентов на последней стадии нейродегенеративного заболевания по обретению или научению заново рудиментарным навыкам. В основе их программы лежит концепция ретрогенеза, разработанная самим Райзбергом, а также многочисленные стратегии по тренировке памяти, предложенные Сунни Кановски. Теория ретрогенеза гласит, что пациенты с болезнью Альцгеймера теряют навыки выполнять какие-либо повседневные действия в обратном порядке, двигаясь назад в раннее детство. Так, ребенок научается одеваться без посторонней помощи примерно в возрасте 4-5 лет. По расчетам Райзберга, этот период детства соответствует умеренно тяжелой степени болезни, что означает их способность заново обрести данный навык посредством тренировок. Иллюстрация тому – пациент с губной гармошкой. Несмотря на существенное когнитивное снижение, он натренировал свои эволюционные способности, свойственные молодым людям, а поскольку он имел музыкальное образование, то смог освоить новый инструмент и играть простенькие мелодии. Подход к пациентам индивидуальный, всесторонний и включает тренировку памяти, посещение на дому пациентов с терапевтическими целями, а также специализированные тренинги и поддержка ухаживающих в семье. Параллельно пациенты принимают одобренный министерством здравоохранения препарат. В исследовании, опубликованном в 2017 году, пациенты, принимавшие препарат и выполнявшие задания в соответствии с разработанной Райзбергом программой ухода, в семь с половиной раз лучше выполняли ежедневные бытовые действия, чем те, кто только лишь принимал препарат. Однако надо сказать, что медикамент оказывал эффект на когнитивную сферу пациентов, в то время как тренировка в соответствии с программой — на общее функционирование организма, корректируя при этом поведенческие нарушения. И это важно, так как именно на последних стадиях болезни остро стоит проблема поведения больного, а также трудности с одеванием и гигиеническими процедурами. Уровень агрессии снижается, когда пациенты заново обретают утраченные навыки, ощущая чувство значимости и удовлетворения, кроме того, чувство собственного достоинства.  По мнению Райзберга, примерно то же самое происходит с детьми 2-5 лет, если за ними нет должного присмотра. Когда дети предоставлены самим себе, у них непременно появляются поведенческие отклонения, и они даже отбиваются от рук. Но если вы занимаете их какой-то деятельностью и относитесь к ним с уважением, а также даете возможность добиться значимых результатов, то они становятся хорошими детьми. Аналогично происходит с пациентами с болезнью Альцгеймера: если оставить наедине с собой, ничего не делающими, то они станут чрезмерно возбужденными, агрессивными, а у ухаживающих появятся большие проблемы. Так, в исследовании приводится пример одной пациентки с болезнью Альцгеймера, полностью прошедшей авторский курс тренировок вместе со своей дочерью. По окончанию курса у пациентки полностью восстановились функции тазовых органов, она перестала мочиться в постель по ночам, вставать среди ночи в поисках еды в холодильнике. И мать, и дочь спокойно могли спать в ночное время. Помимо этого, пожилая женщина обучилась новым видам деятельности: могла складывать высушенное после стирки белье и собирать паззлы. У нее ушли бессмысленные повторяющиеся действия, как, например, бесконечное открывание и закрывание сумки. Она стала более самодостаточной, а дочери стало легче за ней ухаживать, и она обрела возможность передохнуть и расслабиться. Еще одно, более позднее исследование эффекта программы обнаружило, что по окончанию 28 недели испытаний риск госпитализации пациентов снизился на 67%, вызова скорой на 50% и на 100% необходимость в медикаментах, снижающих тревожность. И последнее весьма и весьма важно, так как такие препараты ускоряют летальный исход. По материалам научной публикации: https://www.karger.com/Article/FullText/455397

Этот веб-сайт использует файлы cookies, чтобы обеспечить удобную работу пользователей с ними и функциональные возможности сайта. Нажимая кнопку «Я принимаю», Вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies в соответствии с «Политикой обработки и обеспечения безопасности персональных данных»

Авторизация
*
*