Общение при деменции

Общение с окружающими – основа развития человека, главное условие его психического и социального становления. Контактируя с родными и соседями, друзьями и не очень, коллегами и партнерами, человек строит себя, свою личность, развивает внутренний мир и учится делиться им с другими.

Когда деменция прогрессирует, способность человека взаимодействовать с окружающим миром ослабевает: подводит память, уходит логика в рассуждениях, происходят неконтролируемые скачки в настроении, постепенно меняется личность. Нередко приходится слышать от близких больного: «Это не моя мама», «Прежнего дедушки больше нет». Негативные последствия болезни могут отталкивать окружающих. Но если в этой ситуации не проявить к больному должного внимания, избегать общения с ним, то ухудшения в когнитивной и эмоциональной сферах будут только ускоряться.

Деменция и речь

Членораздельная речь – главная отличительная черта человеческой коммуникации. По своему механизму это сложнейшая из существующих форм общения. Не удивительно, что деменция затрагивает ее уже на первых этапах.

Один из ранних признаков развития деменции – проблемы, возникающие с подбором нужного слова. Оно либо заменяется другим, менее подходящим именно в этой ситуации, либо не приходит в голову вовсе. С развитием деменции речевая коммуникация постепенно распадается, проблемы с речью усугубляются, осложняясь неспособностью узнавать близких людей и неадекватной интерпретацией их намерений. С одной стороны, больной видит, что близкие не понимают его. Неудачные попытки поделиться своими мыслями и чувствами вызывают стресс, который со временем может развиться в депрессию. С другой стороны, он осознает, что не понимает близких, так как ослабевает способность анализировать сказанное другими, что лишь усугубляет стресс. В этой ситуации важнейшая задача окружающих – найти и освоить новые формы общения, которые позволят больному поддерживать связь с родными, а родным – эффективно ухаживать за ним.

Помните: истинные чувства важнее ­правильных слов.

Как научиться слушать и слышать

  • Когда больной показывает, что хочет что–то сообщить вам, поддержите его и постарайтесь ему помочь по мере возможности.
  • Если он не может найти нужное слово, задайте наводящий вопрос или попробуйте подсказать это слово, опираясь на контекст.
  • Если больному не удается завершить начатую фразу, предложите варианты, дав возможность выбрать самый подходящий.
  • Для лучшего понимания обращенной к вам речи, если она представляется сбивчивой и малопонятной, максимально привлекайте знания о характере и привычках больного, сопоставляя прошлый опыт и ситуацию общения. Это поможет достроить недостающие для понимания фрагменты.
  • Следите за реакцией больного, чтобы убедиться в правильности догадки.
  • Иногда достаточно просто выслушать человека, даже не до конца понимая смысла его слов. Просто терпеливо выслушайте, дав ему выговориться и показав, что вам небезразличны его слова.

Люди, страдающие деменцией, искаженно видят как окружающую действительность, так и прошлое, вспоминая вещи, которые никогда не имели места в реальной жизни. Если больной говорит вам что–то не соответствующее действительности, не всегда следует его переубеждать. Можно найти другой выход. Например, если больной стремится срочно выйти из дому под предлогом, что его «ждет мама», не обязательно говорить ему, что «мамы» давно уже нет в живых. В качестве аргумента можно указать на то, что ждущий его человек знает, что он может опоздать, а потому не стоит волноваться по этому поводу. Особенно не следует затевать споры с больным в присутствии других людей. Это может его травмировать и вызвать приступ агрессии.

Как говорить самому

  • Для начала настройтесь на позитивную волну. Поскольку способность понимать слова начинает снижаться у больного раньше, чем умение понимать эмоции, ваша манера общаться для него выразительнее любых слов. Задайте положительный настрой в общении, говорите мягко и предупредительно.
  • Помните, что инициатива в разговоре должна принадлежать вам. По мере развития заболевания больной все реже будет начинать беседу самостоятельно.
  • Убедитесь, что вам удалось привлечь внимание больного к вашим словам. Чтобы завладеть вниманием, можно использовать физический контакт (прикосновение) или установить контакт глазами. Например, если больной сидит, присядьте тоже, чтобы оказаться с ним на одном уровне.
  • Ограничьте воздействие факторов, отвлекающих внимание. Устраните посторонние шумы: выключите радио и телевизор, задерните шторы или прикройте дверь.
  • Говорить нужно медленно и плавно. Избегайте резкого повышения тона. Забывая значения слов, но сохраняя способность к эмоциональному переживанию, больной в первую очередь будет реагировать на вашу интонацию.
  • Ваши фразы, обращенные к больному, должны быть короткими и простыми.
  • Поскольку ему нужно больше времени, чтобы понять ваши слова, чаще делайте паузы. Слишком быстрая речь утомит больного, и он оставит попытки понять собеседника.
  • Избегайте прямых вопросов. Если больному не удается найти ответ (а такая вероятность повышается с развитием заболевания), он легко раздражается и становится агрессивным. Попробуйте наводить справки через утверждения, косвенно.
  • Формулируйте вопрос так, чтобы на него можно было ответить односложно (да/нет/не знаю).
  • Если больной не понимает вас даже после повтора фразы, сформулируйте ту же мысль иначе.
  • Воспоминания о прошлом даются больному проще, чем память на текущие события. Говорите об отдаленном прошлом. Это действует на больного успокаивающе.
  • Не забывайте относиться к происходящему с юмором, направляя его не на личность больного, а на ситуации. У больных деменцией обычно сохраняются социальные навыки, и они будут рады посмеяться вместе с вами.
  • Даже если больной перестал реагировать на ваши фразы и понимать их, не стоит говорить в его присутствии о нем в третьем лице.

Речь – это больше чем слова

Главное отличие человеческой коммуникации – речь, однако общение как таковое всегда шире, чем просто речевое взаимодействие. В нем всегда может найтись место прикосновению, жесту, улыбке. Когда словесное общение затруднено, человек опирается на то, что сообщает ему «язык тела». Поэтому резкие, суетливые движения или напряженное выражение лица могут вызывать негативную реакцию и затруднять общение. Сохраняйте спокойствие, избегайте лишних движений. Это показывает собеседнику, что вы погружены в общение, что ваше внимание сосредоточено на его словах и что вы готовы продолжать диалог.

Если у членов вашей семьи нет возможности постоянно общаться с больным, подумайте о других вариантах его контактов с окружающими. Включенность в группу людей помогает больному не только сохранять основные навыки коммуникации и преодолевать чувство изоляции, но и поддерживать собственное Я.

И еще:

Не спешите списывать появляющиеся сбои в общении на необратимые процессы, связанные с деменцией. В некоторых случаях проблемы могут быть следствием п­риема лекарств, стресса, ухудшения с­луха, возникновения болевых ощущений или болезненного состояния.

Top