Профилактика деменции: умственная работа

Ученые утверждают, что получение высшего образования уменьшает риск развития тяжелых когнитивных расстройств. Каждый дополнительный год вузовского обучения существенно сказывается на вероятности появления деменции, снижая ее примерно на 10%. Как можно объяснить такую избирательность заболевания? Влияет ли образование на само течение дегенеративного процесса или только на способность индивида сохранять нормальную работу когнитивных функций вопреки процессу деградации?

В исследовании, проведенном группой финских и британских медиков, посмертный анализ тканей мозга пациентов показал, что патологические изменения у людей с высоким и низким уровнем образования примерно одинаковы. Между тем пациенты с более высоким уровнем образования при жизни показывали лучшие результаты тестов. Отсюда вывод: уровень образования не влияет на динамику атрофических процессов, не препятствует гибели нейронов, однако люди, занимающиеся интеллектуальным трудом, более успешно справляются с компенсацией потерь. В связи с этим идея получения дополнительного образования как профилактической меры выглядит весьма привлекательной. Ученые уже подсчитали, что если сегодня в США отсрочить начало развития деменции на 2 года у людей старше 50 лет, в ближайшие 40 лет количество дементных больных уменьшится на два миллиона человек, что заметно сократит расходы на здравоохранение.

Впрочем, даже если вы не выбрали в свое время профессию, связанную с интеллектуальным трудом, и не получили многолетнее вузовское образование, не переживайте. Американские исследователи доказали, что низкий уровень образования может быть компенсирован регулярным выполнением интеллектуальных упражнений. Основой для такого заключения выступило масштабное наблюдение за испытуемыми в возрасте от 32 до 84 лет (средний возраст – 56 лет). В ходе испытаний проверялись вербальная память (запоминание слов), качество речи и обратный счет. Как и ожидалось, участники с более высоким уровнем образования выполнили задания более успешно. Однако была выявлена группа испытуемых с низким уровнем образования, результаты которых были ничуть не хуже. Ученые выяснили, что люди с более низким уровнем образования могут компенсировать отличие выполнением некоторых видов деятельности: чтением, составлением текстов, посещением лекций, решением головоломок, если занимаются этим регулярно.

Эти результаты, опубликованные в журнале American Journal of Geriatric Psychiatry, вполне согласуются с данными других исследований, согласно которым постоянная интеллектуальная активность улучшает работу мозга. Ученые полагают, что полученные результаты позволяют более оптимистично оценивать возможность понижения риска возникновения деменции у людей с низким уровнем образования.

Учитывая это и подобные ему исследования, многие производители компьютерных программ и видеоигр приступили к выпуску соответствующей продукции. Сегодня рынок программного обеспечения «фитнеса для мозга» – дисков с несложными математическими задачами, тестами для памяти и словесными загадками – растет головокружительными темпами. Доходы этого бизнеса по всему миру в 2010 году возросли до 850 миллионов долларов США (в 2005 году было лишь 250 миллионов долларов).

По прогнозам производителей, аналогичные показатели к 2015 году превысят 2 миллиарда долларов США. Широкую аудиторию также собирают сегодня специализированные интернет–сайты (brainbuilder. com, mybraintrainer.com и другие), предлагающие зарегистрированным пользователям доступ к множеству разнообразных упражнений для тренировки мозга. Между тем сами исследователи проявляют осторожность в оценках, заявляя, что окончательные выводы можно будет делать лишь тогда, когда будут выявлены результаты продолжительного воздействия этих программ на мозг и на мышление.

Впрочем, активный досуг – это не только занятия спортом и выполнение специальных упражнений. Для поддержания когнитивных функций достаточно просто активного отношения к жизни. Чтение журналов, вязание, компьютерные игры положительно влияют на отсрочивание и предупреждение нарушений памяти. А вот просмотр телевизора в число занятий, оказыва­ющих положительное воздействие на работу мозга в зрелом возрасте, не попал. Американские ученые обследовали около двухсот пациентов с умеренными когнитивными расстройствами или нарушениями памяти в возрасте от 70 до 89 лет. Для сравнения была отобрана группа из более чем тысячи человек в той же возрастной группе, но без указанных симптомов. Испытуемым из обеих групп были заданы вопросы о формах досуга, которые они предпочитали в среднем возрасте (от 50 до 65 лет) и за последний год.

Результаты показали:

  • У тех, кто в последний год читал книги, играл в компьютерные игры, занимался ручной работой, риск развития нарушений памяти снижался на 30–50% по сравнению с любителями пассивного отдыха.
  • Участники, которые проводили за последние годы менее семи часов перед телевизором, вдвое сокращали риск появления расстройств памяти, чем те, кто смотрел его дольше.
  • Участники, читавшие журналы в среднем возрасте, снижали риск развития расстройств памяти на 40%.

Хотя сами ученые не спешат делать окончательные заключения, основываясь только на воспоминаниях участников, эти результаты хорошо согласуются с позицией, изложенной в нашей книге.

Top