Образование, интеллектуальная активность и деменция

7a6544eb323add1e036d165ac124fba8f39edb65.jpg

Уровень образования, достигнутый в юности

Ученые уверены, что заниматься профилактикой деменции никогда не бывает слишком рано или слишком поздно. В каждом возрасте есть свой способ формировать когнитивный резерв — невидимый щит, срабатывающий при различных патологиях. Для юности главный способ профилактики — образование. Проведенное в 2019 году исследование показало, что когнитивные способности усиливаются при получении образования в детстве и выходят на плато в позднем подростковом возрасте. Именно этот период важен с точки зрения профилактики деменции; дальнейшее образование, полученное после 20 лет, оказывает влияние, но уже не такое заметное (1). Когнитивная стимуляция особенно важна в раннем возрасте. И дело не только в том, что молодой мозг более пластичен и лучше усваивает знания. Важно и другое: человек, который с детства развивал свои когнитивные способности, на протяжении всей жизни будет ориентированы на дальнейшее образование и занятия, стимулирующие когнитивные функции. Низкий уровень образования (отсутствие среднего образования) повышает риск деменции более чем в полтора раза (2). Поскольку отсутствие среднего образования – явление довольно распространенное в странах с низким уровнем экономического развития (в мире таких стран — около 40%), фактор образования признается одним из самых существенных. 

Влияние когнитивной активности в среднем и пожилом возрасте

Вопрос о том, повышает ли защиту от деменции наличие высшего образования, пока не получил окончательного ответа. В принципе, чем дольше человек живет, тем сложнее отделить влияние когнитивных способностей, сформированных в детстве, от влияния активности более позднего возраста, выполнявшейся на протяжении всей жизни (3, 4).

В крупном исследовании, проведенном в Китае и охватившем более 15 тысяч человек, ученые попытались отделить одно от другого и проанализировать эффект когнитивной активности в зрелом возрасте независимо от влияния более высокого уровня образования. Для этого были вычленены те занятия, которые оценивались как привлекательные для людей с разным уровнем интеллектуальной подготовки. В результате было обнаружено, что у пожилых (старше 65 лет), которые читают, играют в игры или делают ставки, риск деменции ниже на 30% (4). При этом важно, что из исследования были исключены люди, у которых деменция развивалась менее чем через 3 года после оценки исходного уровня. Таким образом, предупреждали искажение результатов за счет обратной связи, когда люди меньше читают или играют из-за того, что на них уже влияет развивающаяся деменция.

Полученный вывод согласуется с результатами небольших исследований активности в среднем возрасте, показывающих её связь с более высоким когнитивным статусом в пожилом возрасте; например, у 205 человек в возрасте 30–64 лет с последующим наблюдением до 66–88 лет путешествия, посещение мероприятий, игра на музыкальном инструменте, увлечение искусством, физическая активность, чтение и владение вторым языком были связаны с поддержанием когнитивных функций, независимо от уровня образования, рода занятий, деятельности в позднем возрасте и текущего состояния мозга (5).

Работа, пенсия и деменция

В двух исследования — одно проведено в Японии, другое в Великобритании — показано, что люди, занимающиеся интеллектуально более сложной работой, как правило, демонстрируют меньшее ухудшение когнитивных функций до, а иногда и после выхода на пенсию, чем те, кто занимается менее сложной работой (6, 7). При этом сразу несколько исследований показывают, что на пенсию (по крайней мере, с точки зрения профилактики деменции) лучше не спешить. Во Франции 12-летнее наблюдение за 1658 участниками показало, что более поздний срок выхода на пенсию, был связан с пониженным риском развития деменции. Кстати, ученые специально посчитали, что важнее: более поздний момент выхода на пенсию или большее число проработанных лет. Оказалось, что положительно влияет только более поздний выход на пенсию. Большее количество лет работы на профилактике деменции не сказывается (8). В США охватили более 18 тысяч людей пожилого возраста (средний возраст — 66 лет) и обнаружили, что эпизодическая память была вдвое хуже у людей, вышедших на пенсию, по сравнению с людьми, не вышедшими на пенсию, при одинаковых показателях здоровья, возраста, пола и достатка (9). Эти данные подкрепляет уже упомянутое выше исследование из Великобритании с охватом более 3 тысяч человек, выходивших на пенсию в среднем возрасте 61 год. Оказалось, что вербальная память снижалась у них после выхода на пенсию на 38% быстрее, чем до выхода на пенсию (7). Наконец, есть данные, что в странах, где на пенсию выходят в более молодом возрасте, когнитивные способности у пенсионеров снижаются сильнее (10).

Влияет ли образование на патологичесие процессы в мозге

В исследовании, проведенном группой финских и британских медиков, посмертный анализ тканей мозга пациентов показал, что патологические изменения у людей с высоким и низким уровнем образования примерно одинаковы (2). Между тем пациенты с более высоким уровнем образования при жизни показывали лучшие результаты тестов. Отсюда вывод: уровень образования не влияет на динамику патологии в мозге, не препятствует гибели нейронов, однако люди, занимающиеся интеллектуальным трудом, более успешно справляются с компенсацией этих потерь. В связи с этим идея получения дополнительного образования как профилактической меры выглядит весьма привлекательной. Ученые уже подсчитали, что если сегодня в США отсрочить начало развития деменции на 2 года у людей старше 50 лет, в ближайшие 40 лет количество дементных больных уменьшится на два миллиона человек. 

Эффективность дополнительной когнитивной стимуляции у людей без когнитивных нарушений и у пациентов с умеренными когнитивными расстройствами (УКР) 

Компьютерные программы для когнитивного тренинга все чаще заменяют задачи, которые прежде выполнялись на бумаге. Многие производители компьютерных программ и видеоигр приступили к выпуску соответствующей продукции. Сегодня рынок программного обеспечения «фитнеса для мозга» с несложными математическими задачами, тестами для памяти и словесными загадками – растет головокружительными темпами. Доходы этого бизнеса по всему миру в 2015 году возросли до 2 миллиарда долларов США (в 2005 году было лишь 250 миллионов долларов). Широкую аудиторию также собирают сегодня специализированные интернет–платформы, предлагающие зарегистрированным пользователям доступ к множеству разнообразных упражнений для тренировки мозга. Между тем сами исследователи проявляют осторожность в оценках, заявляя, что окончательные выводы можно будет делать лишь тогда, когда будут выявлены результаты продолжительного воздействия этих программ на мозг и на мышление. Пока же три больших обзора исследований на эту тему не обнаружили свидетельств общего улучшения когнитивных функций в результате когнитивного тренинга, включая компьютеризированный когнитивный тренинг, хотя результаты в тех типах упражнений, которые используются для тренировки, могут улучшаться (11, 12, 13).

Несколько иные результаты мы видим в исследованиях с участием пациентов с УКР. Обобщенный анализ результатов 17 испытаний различных компьютеризированных когнитивных тренингов продолжительностью не менее четырех часов, в которых были привлечены контрольные группы, обнаружил умеренное положительное влияние таких занятий на общий когнитивный статус (14); однако исследований высокого качества пока еще мало, а также отсутствуют долгосрочные подтверждения эффективности этого метода профилактики деменции. Еще один анализ 30 испытаний компьютеризированных, терапевтических и комплексных вмешательств при УКР обнаружил положительное влияние на повседневную активность и на способность оценивать собственные когнитивные способности по сравнению с контрольными группами (15). Наконец, систематический обзор, включавший пять высококачественных исследований (четыре — занятия в группе и одно — с компьютерной программой) привел авторов к выводу, что данных о влиянии когнитивного тренинга на УКР недостаточно, чтобы прийти к какому-либо заключению (12).

Многократно высказывались предположения, что двуязычие может в определенной степени способствовать созданию когнитивного резерва. Тем не менее, систематический обзор и метаанализ (16) исследований влияния двуязычия на развитие деменции не позволили получить значимых признаков того, что двуязычие защищает от когнитивного спада или деменции.

Литература

1. Kremen WS, Beck A, Elman JA, et al. Influence of young adult cognitive ability and additional education on later-life cognition. Proc Natl Acad Sci USA 2019; 116: 2021–26.

2. Livingston G, Sommerlad A, Orgeta V, et al. Dementia prevention, intervention, and care. Lancet 2017; 390: 2673–734.

3. Blacker D, Weuve J. Brain exercise and brain outcomes: does cognitive activity really work to maintain your brain? JAMA Psychiatry 2018; 75: 703–04.

4. Lee ATC, Richards M, Chan WC, Chiu HFK, Lee RSY, Lam LCW. Association of daily intellectual activities with lower risk of incident dementia among older Chinese adults. JAMA Psychiatry 2018; 75: 697–703. 

5. Chan D, Shafto M, Kievit R, et al. Lifestyle activities in mid-life contribute to cognitive reserve in late-life, independent of education, occupation, and late-life activities. Neurobiol Aging 2018; 70: 180–83. 

6. Kajitani S, Sakata K, McKenzie C. Occupation, retirement and cognitive functioning. Ageing Soc 2017; 37: 1568–96. 

7. Xue B, Cadar D, Fleischmann M, et al. Effect of retirement on cognitive function: the Whitehall II cohort study. Eur J Epidemiol 2018; 33: 989–1001.  

8. Grotz C, Meillon C, Amieva H, et al. Why is later age at retirement beneficial for cognition? Results from a French population-based study. J Nutr Health Aging 2016; 20: 514–19. 

9. Clouston SA, Denier N. Mental retirement and health selection: analyses from the US health and retirement study. Soc Sci Med 2017; 178: 78–86. 

10. Rohwedder S, Willis RJ. Mental retirement. J Econ Perspect 2010; 24: 119–38.

11. Kane RLBM, Fink HA, Brasure M, et al. Interventions to prevent age-related cognitive decline, mild cognitive impairment, and clinical Alzheimer’s-type dementia. Rockville, MD: Agency for Healthcare Research and Quality, 2017.

12. Butler M, McCreedy E, Nelson VA, et al. Does cognitive training prevent cognitive decline? A systematic review. Ann Intern Med 2018; 168: 63–68.

13. Gates NJ, Rutjes AW, Di Nisio M, et al. Computerised cognitive training for maintaining cognitive function in cognitively healthy people in midlife. Cochrane Database Syst Rev 2019; 3: CD012278.

14. Hill NT, Mowszowski L, Naismith SL, Chadwick VL, Valenzuela M, Lampit A. Computerized cognitive training in older adults with mild cognitive impairment or dementia: a systematic review and meta-analysis. Am J Psychiatry 2017; 174: 329–40.

15. Chandler MJ, Parks AC, Marsiske M, Rotblatt LJ, Smith GE. Everyday impact of cognitive interventions in mild cognitive impairment: a systematic review and meta-analysis. Neuropsychol Rev 2016; 26: 225–51. 

16. Mukadam N, Sommerlad A, Livingston G. The relationship of bilingualism compared to monolingualism to the risk of cognitive decline or dementia: a systematic review and meta-analysis. J Alzheimers Dis 2017; 58: 45–54.

Top