Афазия

Афазия – это нарушение речи (устной либо письменной), её порождения и/или понимания, вызванные поражением речевых отделов головного мозга. Афазия – распространенный симптом болезни Альцгеймера.

Первые опыты изучения афазии связывают с именем французского хирурга Поль Брокá (1824–1880). Посмертное вскрытие его пациента, испытывавшего серьезные затруднения в порождении устной речи (так называемый телеграфный стиль: пропуск служебных слов, глаголов), но понимавшего обращенные к нему слова, позволило обнаружить дефект в нижнем отделе третьей лобной извилины левого полушария. Сопоставив прижизненные наблюдения за пациентом с результатом аутопсии, ученый предположил, что за порождение речи отвечает тот самый центр, который был поражен. В терминах современной науки поражение зоны, в которой находится центр Брока, вызывает эфферентную моторную афазию. Вот, например, как мужчина 45 лет с моторной корковой афазией рассказывает о своем заболевании: «Я пошел... доктор. Доктор послал меня... Боссон. Больницу. Доктор... Там... Два, три дня... Доктор отправил домой». Больные с афазией Брока и другими моторными афазиями осознают свои ошибки. Они общаются сдержанно и отвечают односложно.

Примерно через 10 лет после Брока немецкий врач Карл Вéрнике (1848–1905) описал свои наблюдения за пациентом с нарушением целостности коры в височной доле левого полушария. Этот пациент испытывал сложности в понимании речи. Сегодня афазии этого типа называют сенсорными. Речь при сенсорных афазиях остается беглой, но обычно она бессмысленна, переполнена не существующими в языке словами. Вот пример, в котором больной рассказывает, как его жена случайно выбросила что-то нужное – по всей вероятности, его зубные протезы: «Она говорит, нам это больше не нужно. И с этим, когда это попало вниз, были мои зубы.... Дан... дан... мой дантист... Они были в этой... в сумке... понимаете? Как это получилось? Как такое получилось?.. Так она говорит, нам это больше не нужно... Я думаю, мы не будем этим пользоваться. Вот теперь, если у меня будут трудности, через месяц, через четыре месяца, через шесть месяцев у меня будет новый дантист. Где мои два... эти две маленькие зубные штучки, которые я ношу... которые я... пропали. Если она все выбрасывает... она пойдет к своим друзьям, и она не может их выбросить». При этом больной не осознает, что речь у него нарушена, и раздражается, если его не понимают.

Кроме отмеченных выше афазий Брока и Вернике, в современной науке выделяют еще ряд нарушений речи, вызываемых выпадением разных мозговых функций. При агнозии – нарушении процесса узнавания внешних реалий и внутренних импульсов при сохранности сознания и функционировании органов чувств – вербально выражаются компоненты образа, а не называние готового, вполне осознанного: «Ну, вот, колется или мягкая… не знаю… на руке… холод… закрыть» (больной с агнозией пытается сказать о варежке).

При аномической афазии (от греч. а ‘не’ и лат. nomen ‘имя’) больной часто забывает отдельные слова, включая и самые простые, например, имена близких людей. Это связано с повреждением так называемой угловой извилины, соединяющей височную, теменную и затылочную доли левого полушария мозга. Так, больной Ц. пробовал описать, чем занимался во время экспедиции на Алтай в студенческие годы: «Тетрадь я писал и книжечку о … тут хорошо … один… Москва много книжечек рисунков – нет … глобус – нет». Больной пытается вспомнить слово, имеющее общие семантические признаки со словами тетрадь, рисунок и глобус, но отличное по значению. Когда ему подсказывают слово карта, он радостно его повторяет.  

Проводниковая афазия сопровождается частичным пониманием чужой речи и частичным сохранением возможности читать, но исчезает способность правильно повторять вслух образцы речи, в речи больного появляется много бессмысленных отрывков из-за неверного произнесения слов и нарушения синтаксических связей.

Поражение другой части передних речевых зон (в нижних отделах премоторной коры) сопровождается так называемой динамической афазией, когда больной теряет способность формулировать высказывания, переводить свои мысли в развернутую речь (нарушение программирующей функции речи). Протекает она на фоне относительной сохранности повторной и автоматизированной речи, чтения и письма под диктовку.

С поражением задних отделов речевых зон коры связывают также акустико-мнестическую, оптико-мнестическую афазии, в основе которых лежит нарушение памяти, асемантическую афазию – нарушение понимания логико-грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения предметов.

Тотальная (глобальная) афазия вызывает полную дисфункцию речевой способности, но интеллект и способность к несловесному творчеству могут быть сохранены.

У некоторых пациентов с болезнью Альцгеймера афазия сочетается с постоянным повторением одних и тех же фраз (персеверацией) и непроизвольным повторением услышанных слов и фраз (эхолалией). Понять такую речь довольно сложно.

Top