Если Вы решили почитать эту статью, значит, в жизни Вы достаточно часто стали встречаться с этими терминами. И не спроста. Проблема когнитивных нарушений в XI веке с каждым годом набирает свою актуальность. Но прежде, чем коснуться вопроса о когнитивных расстройствах, давайте разберемся, что же такое когнитивные (cognitiо - «познание») функции — это сложные функции головного мозга, с помощью которых осуществляется процесс рационального познания мира и обеспечивается целенаправленное взаимодействие с ним.

К когнитивным (познавательным) функциям относятся:

  1. Внимание — способность поддерживать необходимый для познания уровень психической активности;
  2. Восприятие — способность строить на основе информации, поступающей от органов чувств, целостные образы и представления;
  3. Гнозис — способность опознавать формируемые образы и относить их к категориям разума;
  4. Память — способность запечатлевать, сохранять и воспроизводить полученную информацию;
  5. Интеллект — способность производить действия с усвоенной информацией (анализировать, сопоставлять, оценивать, обобщать, использовать для решения задач);
  6. Речь — способность общаться с использованием символической знаковой системы (языка);
  7. Праксис — способность формировать и включать в деятельность двигательные навыки, а также строить, заучивать и автоматизировать последовательности движений.

И Вы даже себе представить не можете, насколько каждая из семи когнитивных функций головного мозга необходима нам как в повседневной, так и профессиональной жизни. Давайте рассмотрим это на простом примере.

Итак, в зону нашего восприятия (например, зрение) попал какой-то объект, тут же головной мозг запускает целый ряд своих процессов для проведения дальнейшего анализа и составления алгоритма действий.  Сразу же обращаем наше внимание на характеристики предмета, что он желтый, округлой формы, шероховатый на ощупь, кислый на вкус, ароматный. Так мы его идентифицируем. И понимаем, что перед нами лимон, а никакой-то другой предмет. Память нам подскажет, что лимон можно съесть, а интеллект спасет нас от обострения гастрита, ведь потреблять его можно только в небольшом количестве, так как он достаточно кислый. Благодаря своим навыками (праксису) мы можем добавить его в какое-нибудь блюдо и с помощью речи оповестить присутствующих о его наличии в сегодняшнем меню.

 В нашей повседневной жизни мы не задумываемся насколько это сложный процесс, и как много ресурсов затрачивает наш мозг, даже выполняя на первый взгляд, такую элементарную деятельность.

Теперь Вы понимаете, что если одна из этих функций выпадает, то это обязательно скажется на качестве жизни человека, а если две и более, то не только на этом человеке, но и окружающих его людях, а также социуме в целом. Частичная или полная утрата когнитивных функций называется когнитивными нарушениями. Степень выраженности когнитивного дефицита может быть разной от легких нарушений (когда человек может жить самостоятельно, навыки самообслуживания сохранены) до грубых нарушений с полным распадом личности. Причин, вызывающих когнитивные расстройства, достаточно много. Одними из основных являются сосудистая патология и нейродегенеративные заболевания.

Предупреждение

При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением - это опасно для вашего здоровья!