Влияние уровня образования, достигнутого в юности, на развитие деменции.

Высокий уровень образования и последующая активная интеллектуальная деятельность на протяжении всей жизни-важнейшие факторы, способствующие формированию когнитивного резерва, который защищает от развития деменции, либо откладывает ее наступление на более поздний срок и замедляет развитие.

Когнитивный резерв -это способность головного мозга минимизировать клинические проявления нарастающей органической патологии, в том числе при болезни Альцгеймера. На каждом этапе нашей жизни существуют возможности сформировать когнитивный резерв.  В юности такой способ-высокий уровень образования.  Когнитивная стимуляция особенно важна в раннем возрасте. Проведенное в 2019 году исследование показало, что когнитивные способности активно развиваются при получении образования в детстве и выходят на плато в позднем подростковом возрасте. Именно этот период важен с точки зрения профилактики деменции; дальнейшее образование, полученное после 20 лет, оказывает уже меньшее влияние. Учеба в институте важна тем, что прививает нам привычку постоянно учиться чему-то новому, читать, анализировать, дает навыки поиска информации.

Исследование, проведенное в Клинике Мэйо, показало, что у пациентов-носителей гена АПОЕ (основной генетический фактор риска развития болезни Альцгеймера) с уровнем образования более 14 лет отмечается более низкий уровень отложения амилоида в головном мозге по сравнению с их менее образованными сверстниками. Низкий уровень образования (отсутствие среднего образования) повышает риск деменции более чем в два раза. Поскольку отсутствие среднего образования и даже неграмотность – явление довольно распространенное в странах с низким уровнем экономического развития (в мире таких стран около 40%), фактор образования признается одним из самых существенных в профилактике деменции на государственном уровне.

Влияние когнитивной активности в среднем и пожилом возрасте на развитие деменции

В настоящий момент более важным для сохранения когнитивных функций, чем наличие высшего образования, полученного в молодости, считается постоянная, на протяжении всей жизни, активная когнитивная деятельность. В среднем возрасте, когда мы и так достаточно когнитивно активны, может помочь нейробика - аэробика для мозга. Это комплекс простых упражнений, которые заставляют наш мозг взбодриться, отвлечься от рутины и начать образовывать новые нейронные связи. Это может быть новый путь на работу, вдыхание новых непривычных ароматов, использование новых специй, знакомство с кухней народов мира, чистка зубов левой рукой и т.п. В социальных сетях проекта МЕМИНИ на еженедельной основе выходят разные упражнения для развития когнитивных функций мозга, и в том числе памяти.

Еще более важна когнитивная активность в пожилом возрасте.  В крупном исследовании, проведенном в Китае, с участием более 15 тысяч человек, было показано, что у пожилых (старше 65 лет), которые читали, играли в настольные игры или делали ставки, риск развития деменции был ниже на 30% по сравнению с их менее когнитивно  активными сверстниками. Эти выводы согласуются с результатами многочисленных небольших исследований когнитивной активности в среднем возрасте, показывающих её связь с более высоким когнитивным статусом в пожилом возрасте. Когнитивная активность в пожилом возрасте может включать в себя путешествия (необязательно далекие и длительные), посещение выставок, лекций, спектаклей, игра на музыкальном инструменте, увлечение искусством, чтение, освоение нового иностранного языка, компьютерная грамотность, даже компьютерные игры.  Не менее, чем когнитивная активность, важна и социализация пожилых людей, поэтому оптимально, чтобы занятия проходили в группах единомышленников и занимали не менее 1,5 часов в неделю.

 

 

 

Предупреждение

При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением - это опасно для вашего здоровья!