В чем нуждается больной?
Хочу узнать, как ухаживать за "диктатором", может, кто–то был в такой ситуации. Так получилось, что лежачую стадию, только в ясном сознании (или относительно ясным, первые проявления деменции, наверное, уже были тогда) моя мама прошла пятнадцать лет назад. Компрессионный перелом позвоночника. Полтора месяца в больнице в отделении для таких же лежачих. Уход по полной программе — катетер, клизмы, пролежни и пр. Но самое страшное в этой ситуации для мамы была потеря самостоятельности. Она никогда не вспоминает о боли, только твердит "не дай бог от кого–то зависеть". Это при том, что я старательно ("хорошая девочка") выполняла все ее желания, лишь бы поставить маму на ноги. Сейчас она даже корсетом не пользуется, нормально ходит, но я ни разу не слышала от нее слов благодарности за мои труды. Для нее право самой распоряжаться своей жизнью гораздо важнее всего остального. Боюсь, что вскоре мы окажемся в тупике — мама живет одна в квартире, пенсию приносят домой, она на следующий день уже может забыть, что пенсию принесли. Что–либо делать в квартире она не позволяет ("Нечего тут командовать"), не могу даже взять фотографии после смерти папы. Когда приношу продукты, стараюсь свои вещи держать около двери, чтобы сразу сбежать в случае приступа агрессии. Неужели придется применять физическую силу? О лечении лекарствами даже речи быть не может, она ничего принимать не будет.
Галина, агрессия выражена только в словесной форме, или рукоприкладство присутствует?
И рукоприкладство, и "тапкоприкладство". Приходилось и одеваться на лестнице этажом ниже, при этом какие–то вещи летели мне вдогонку. Хорошо, что инстинкт самосохранения очень развит — не уходит от квартиры, чтобы не заблудиться. Раньше она любила поездить и походить по всему городу, но когда стало плохо с головой, она сама осознала, что теряется в пространстве, и теперь может только в соседний магазин (и то в приступе ярости, "все родственники сволочи, оставили старушку голодом умирать")
Да, плита газовая, но пока страшного ничего не было
Галина, "диктатор" — это вот как раз про моего отца. Самое большое удовольствие для него — чтобы вокруг хлопотало как можно большее количество людей. Но при этом, аналогично, не то что благодарность — наоборот, только обвинения. Да, пригодились бы советы...((( Единственное отличие, что мой отец как раз–таки "лекарственный маньяк" — лекарства пьет тоннами, требует еще и еще.
Удивительно, но чем хуже с головой, тем лучше работают все остальные органы. Давление стабильное (а были страшные скачки), желудок как часы, несмотря на питание практически всухомятку, жуткой аритмии как не бывало. Даже слабительные не нужны (а раньше без них просто не могла обходиться). Может быть и Ваш отец пьет лекарства больше по привычке?
Галина, нет, он жалуется на ЖУТКИЕ БОЛИ (и это уже, пожалуй, годами длится), хромает и не выходит из дома (артроз), давление скачет (кризы бывают), слабительные тоннами (как 20 лет назад, так и сейчас), хватается то за желудок, то за сердце, то скручивается, то жалуется на печень.... Я уже не знаю... диагнозов у него всегда было много, и мы его всегда лечили, оперировали, я много лет десятками упаковок вожу всевозможные лекарства... Я уже не знаю, где правда... где игра...где голова... где действительно другие органы дают о себе знать... Жить с ним я не могу по ряду причин, о которых неоднократно писала (эти причины далеко не для всех являются убедительными). Тот уход и помощь, которые мы ему обеспечиваем, его не устраивают, он постоянно недоволен...
И насчет привычки... да, у него есть привыкание к паре лекарств...и если ему их не дать, то.... даже и не знаю....
Пожалуй, у нас сходные ситуации — человек хочет править миром, а мир этого не хочет. Оказывается, кроме физиологических потребностей есть и еще одна (не у всех людей) — неутолимая жажда власти. А вот должны ли родные ее удовлетворять? Я думаю, нет. Это не есть жизненная необходимость. Живут короли и после отречения от трона, и неплохо живут.
Очень трудно, Галина, советовать что–либо. Я сама была в подобном положении, только живем с мамой в разных городах, приезжала на выходные. Моя тоже не отходила от дома до некоторых пор, боялась его оставить без присмотра, чтоб не обворовали. А потом стала бездумно отходить всё дальше и дальше. Попробуйте, может в виде украшения, одеть на руку именной браслет, с указанным на нем Вашим номером телефона. Агрессию не снимет ничего, кроме лекарств. Поскольку моя мама тоже от таблеток категорически отказывалась, я иногда просто уходила на некоторое время из дома. Когда возвращалась, она уже обо всём забывала. Попробуйте привозить ей готовую еду. Моя, например, ела только то, что "можно взять в руку" и можно есть холодным. Ничего она не разогревала, только чай могла вскипятить. Не пытайтесь с ней спорить и в чем–то убеждать, бесполезно. Лучше попробовать какими–то мягкими уговорами действовать, как с ребёнком. И, по–возможности, всё контролировать. И не ждите никакой благодарности. Я свою пыталась взывать к совести: "Вот я бросаю мужа, ребёнка, еду помочь тебе, поддержать тебя, а ты мне только портишь нервы вместо благодарности". И получала ответ: "А я тебя не просила ехать, убирайся отсюда и не приезжай больше".
Так было 3–4 года назад, а сейчас моя мамочка тихая и смирная, безразличная ко всему и медленно угасающая.
Ксения, спасибо за добрые слова. Я так понимаю, главное в нашем деле — это терпение и холодный рассудок. Как бы еще набраться этого терпения.
Галина, Вы на всякий случай следите за ней хорошенько, потому что бродяжничество может вернуться и тогда где искать будете — Господь знает. То что не дает ничего делать в квартире — это я видела у соседки моей дочери. она своих дочерей даже в квартиру года три не пускала. тут в чем еще проблема — могут воспользоваться нечистоплотные люди и оттяпать у нее жилье, вот тогда намучаетесь. А тут уж не сделать ничего, эта болезнь у некоторыз такие черты характера обостряет, про которые и не знать бы ничего, да вот приходится.
С квартирой, слава богу, все будет в порядке. Старую в свое время продали (родители и я с братом), деньги вложили в стройку, еще я кредит брала. Все дела вела я (брат со своей семьей давно живет за океаном, а родителям не под силу было разобраться в современных порядках), и квартира оформлена в мою собственность. Как все хорошо получилось — новая большая квартира, в двух кварталах от нас. Думали, что дочка будет иногда там ночевать, ухаживать за бабушкой и дедушкой. Навестить в любое время без проблем. Пять лет все было нормально, а потом папа умер, и тут резко стало плохо с маминой головой. Она осталась одна прописана в квартире, и тут же стали приходить и звонить какие–то "участковые", заставляли пять раз письменно давать объяснения по поводу папиной смерти — а вдруг его избили родственники, интересовались, как старушка собирается сама себя обеспечивать (а она тогда по всему городу раскатывала). Только когда я сказала, что квартира моя, все милиционеры пропали. А сейчас мы можем только пройти к холодильнику выгрузить продукты и сделать необходимые дела под неусыпным контролем (вдруг что украдем). Мама практически не выходит на улицу. Я дала свой телефон соседям на всякий случай, да еще рассказала председателю ТСЖ о маминой проблеме. Он тоже "попал под раздачу", мама частенько пыталась с соседками устроить революцию. Хорошо, хоть эта проблема отпала.