Как организовать занятия с пациентом и что это может дать

Комментарий доктора медицинских наук, профессора Олега Семеновича Левина,
заведующего кафедрой неврологии РМАПО

925634b7b57cdbd1da318c5a2e82f1345825b5b8.jpg

Снижение памяти – одна из самых частых проблем пожилого возраста. Иногда это следствие возрастного снижения когнитивных функций, довольно легко компенсирующееся, иногда это уже развившаяся деменция, в основе которой лежит прогрессирующее поражение головного мозга, иногда некое переходное состояние, которое обычно обозначается как умеренное когнитивное расстройство и со временем угрожает развитием деменции. Каждое из этих состояний может в различной степени вызывать дискомфорт и нуждается в особом подходе к лечению.

Лечение снижения памяти должно быть систематическим и предполагает применение лекарственных средств, улучшающих когнитивные функции, адекватную коррекцию сердечно-сосудистых и иных сопутствующих заболеваний, рекомендации по изменению образа жизни. Упражнения, тренирующие память, являются одним из ключевых элементов комплексного лечения нарушений памяти. Они важны как для пациентов с уже развившимся заболеванием нервной системы, так и для лиц, которым оно только угрожает.

В целой серии исследований, как эпидемиологических, так и клинических, проведенных в различных странах мира, было показано, что постоянная высокая умственная активность снижает риск развития деменции. Более того, согласно данным других исследований, регулярные посильные упражнения, тренирующие когнитивные (познавательные) функции, способны замедлять прогрессирование симптомов деменции.

Экспериментальные данные свидетельствуют, что умственная активность индуцирует в мозге продукцию нейротрофических факторов, играющих ключевую роль в поддержании жизнедеятельности клеток мозга. При этом усиливается формирование между клетками новых синаптических связей, повышается метаболизм в мозге, особенно в его лобных долях, происходит активизация стволовых клеток в гиппокампе.

Высокая умственная активность снижает риск развития атрофии гиппокампа. Это подтверждается экспериментальными данными, показывающими, что ментальная активность у лабораторных животных снижает накопление амилоида, которое является одним из основных патофизиологических процессов, лежащих в основе болезни Альцгеймера и некоторых других форм деменции. Таким образом, тренировка памяти и когнитивных функций обладает четким нейропротективным потенциалом.

Не секрет, что одним из основных условий эффективности «упражнений для памяти» является хорошо проработанная методика. Существуют различные подходы к построению подобных занятий. При выборе достаточно простых и в то же время эффективных и занимательных упражнений их можно использовать как у лиц, уже страдающих деменцией, так и у лиц с умеренным когнитивным расстройством. В первом случае они помогут стабилизировать состояние пациента, во втором – снизить риск развития деменции, «нарастив» когнитивный резерв.

Упражнения разнообразны, они тренируют не только саму память, как слухоречевую, так и зрительную, но также внимание, мышление, сообразительность, речевые функции, способность к зрительному анализу и синтезу. Попробовать надо все предложенные упражнения, но не следует стремиться сразу все их выполнить. К делу надо подходить творчески, поэтапно отбирая те упражнения, которые будут особенно действенны, занимательны и неутомительны для пациентов. В течение 1 занятия, которое может продолжаться от 15 до 30 минут (в зависимости от состояния человека), нужно комбинировать упражнения, опирающиеся на разные функции (например, «словесные» задания чередовать с графическими), те задания, с которыми пациент может справиться легко, с теми, которые могут вызывать у него затруднения.

К выполнению более трудных (для данного пациента) заданий иногда имеет смысл возвращаться неоднократно. В ходе занятий пациента очень важно поощрять.

Упражнения пригодны и для профилактики когнитивных нарушений у пожилых лиц, не имеющих когнитивных нарушений. Они, как и лица с умеренным когнитивным расстройством, могут заниматься самостоятельно.

Важнейшим условием эффективности упражнений является их регулярность. Только в этом случае можно ожидать от них сколько-нибудь длительного эффекта. При комбинации с эффективной фармакотерапией действенность упражнений может существенно увеличиваться. 

Не следует забывать также о физической активности и лечебной гимнастике, которые также усиливают эффект упражнений для развития памяти. Важное значение имеют своевременная коррекция артериальной гипертензии, гиперлипидемия, нарушение углеводного обмена, поддержание нормальной массы тела. Только комплексные усилия смогут дать памяти новый импульс к жизни.


Top