Деменция может быть связана с поражением различных зон головного мозга. При этом вовлеченность того или иного участка будет влиять на характер симптомов. Поэтому специалисты создают разные методики, каждая из которых более чувствительна к определенному заболеванию или его стадии. Как видно из названия, батарея тестов для оценки лобной дисфункции используется для скрининга деменций с преимущественным поражением лобных долей или подкорковых церебральных структур. В этих ситуациях чувствительность наиболее распространенного теста для оценки когнитивных функций - MMSE - может быть недостаточной.
1. Категоризация (обобщение).
Вопрос пациенту: Что общего между бананом и апельсином?
Если больной затрудняется (Ничего общего, У обоих кожура…), ему подсказывают правильный ответ (Это фрукты), но балл не начисляют.
Потом спрашивают:
Что общего между столом и стулом?
Что общего между тюльпаном, розой и ландышем?
Каждое категориальное обобщение (фрукты, мебель, цветы) оценивается в 1 балл. Любой другой ответ считается неправильным. Правильный вариант ответа подсказывают только в первом вопросе.
Оценка: Максимальный балл – 3, минимальный – 0.
2. Речевая активность (гибкость мышления).
Инструкция пациенту: В течение одной минуты назовите как можно больше слов на букву С. Имена собственные не засчитываются.
Если пациент не дает ответа в первые 5 секунд, он получает подсказку: Например, собака.
Если молчание продолжается дольше 10 секунд, врач повторяет инструкцию: Любое слово, которое начинается на букву «С».
Оценка: Более 9 слов за минуту – 3 балла, от 6 до 9 слов – 2 балла, от 3 до 5 слов – 1 балл, менее 3 слов – 0 баллов.
3. Динамический праксис.
Инструкция пациенту: Посмотрите внимательно, что я буду делать.
После этого врачу, сидящий напротив пациента, трижды выполняет левой рукой серию из трех движений: кулак (ставится горизонтально, параллельно поверхности стола) – ребро (кисть ставится вертикально на медиальный край) – ладонь (кисти ставится горизонтально ладонью вверх).
После демонстрации первых трех серий пациент получает инструкцию: Теперь правой рукой повторяйте вместе со мной.
Врач и пациент вместе выполняют три серии. Далее следует инструкция: А теперь выполняйте серии самостоятельно.
Как при заучивании движений, так и в дальнейшем недопустимы вербальные подсказки (например, нельзя давать речевую инструкцию «кулак-ребро-ладонь» или говорить «так – так – и так»).
Оценка: Пациент правильно выполнил шесть серий подряд самостоятельно – 3 балла, правильно выполнены три серии подряд самостоятельно – 2 балла, пациент не может выполнить серии самостоятельно, однако выполняет их правильно вместе с врачом – 1 балл, пациент не в состоянии выполнить подряд три серии даже вместе с врачом – 0 баллов.
4. Простая реакция выбора.
Пациент получает инструкцию: Мы будем выстукивать ритм. Если я ударю один раз, Вы должны ударить два раза подряд.
Чтобы убедиться, что пациент правильно понял инструкцию, врач выполняет серию из трех одиночных ударов
Если я ударю два раза подряд, Вы должны ударить только один раз.
Чтобы убедиться, что пациент правильно понял инструкцию, врач выполняет серию из трех сдвоенных ударов.
Затем выстукивается следующий ритм: 1-1-2-1-2-2-2-1-1-2.
Оценка результата: правильное выполнение – 3 балла, не более 2 ошибок – 2 балла, более 2 ошибок – 1 балл, полное копирование ритма врача 4 раза подряд и более – 0 баллов.
5. Усложненная реакция выбора.
Инструкция пациенту: Теперь, если я ударю один раз, Вы должны ударить только один раз.
Чтобы убедиться, что пациент правильно понял инструкцию, врач выполняет серию из трех одиночных ударов
Если я ударю два раза подряд, Вы ничего не должны делать.
Чтобы убедиться, что пациент правильно понял инструкцию, врач выполняет серию из трех сдвоенных ударов.
Затем выстукивается тот же ритм: 1-1-2-1-2-2-2-1-1-2.
Оценка результата аналогична п.4.
6. Исследование хватательных рефлексов.
Врач садится перед пациентом. Руки пациента лежат на коленях ладонями вверх. Ничего не говоря и не глядя на пациента, врач подносит свои руки и касается обеих ладоней.
Оценка: Отсутствие хватательного рефлекса – 3 балла. Пациент колеблется и спрашивает, что он должен сделать – 2 балла. Пациент хватает руку врача – ему дается инструкция не делать этого и хватательный рефлекс проверяется повторно. Если при повторном исследовании рефлекс отсутствует, ставится 1 балл, в противном случае – 0 баллов.
Интерпретация результата
Пороговый интервал для разграничения деменций лобного и альцгеймеровского типа – 12 баллов. Результат ниже 12 баллов с высокой вероятностью свидетельствует о деменции лобного типа.
Источники:
Dubois B., Litvan I. The FAB: A frontal assessment battery at bedside. Neurology 2000; 55 (11): 1621-1626.
Slachevsky A., Dubois B. Frontal assessment battery and differential diagnosis of frontotemporal dementia and Alzheimer disease. Archives of Neurology 2004; 61 (7): 1104-1107.