Шкала общего ухудшения
(Global Deterioration Rating, Reisberg et al., 1982)
1.
Нет ни объективных, ни субъективных симптомов нарушений памяти или других когнитивных функций.
2.
Очень легкие расстройства: жалобы на снижение памяти, чаще всего двух видов: (а) не помнит, что куда положил; (б) забывает имена близких знакомых.
В беседе с больным нарушения памяти не выявляются.
Больной полностью справляется с работой и самостоятелен в быту. Адекватно встревожен имеющейся симптоматикой.
3.
Легкие расстройства: негрубая, но клинически очерченная симптоматика. Не менее двух из следующих:
а) невозможность найти дорогу при поездке в незнакомое место;
б) сослуживцы пациента знают о его когнитивных проблемах;
в) трудности поиска слова и забывчивость на имена очевидна для домашних;
г) пациент не запоминает то, что только что прочел;
д) не запоминает имена людей с которыми знакомится;
е) куда-то положил и не смог найти важный предмет;
ж) при нейропсихологическом тестировании может отмечаться нарушение серийного счета.
Объективизировать когнитивные расстройства можно лишь с помощью тщательного исследования высших мозговых функций.
Нарушения могут сказываться на работе и в быту. Больной начинает отрицать имеющиеся у него нарушения. Часто легкая или умеренная тревожность.
4.
Умеренные нарушения: очевидная симптоматика. Основные проявления:
а) пациент недостаточно осведомлен о происходящих вокруг событиях;
б) нарушена память о некоторых событиях жизни;
в) нарушен серийный счет;
г) нарушена способность находить дорогу, осуществлять финансовые операции и.т.д.
Обычно нет нарушений:
а) ориентировки во времени и в собственной личности;
б) узнавания близких знакомых;
в) способности находить хорошо знакомую дорогу.
Неспособность выполнения сложных заданий. Отрицание дефекта становится основным механизмом психологической защиты. Отмечается уплощение аффекта и избегание проблемных ситуаций.
5.
Умеренно тяжелые нарушения: утрата независимости.
Невозможность припомнить важные жизненные обстоятельства (например, домашний адрес или телефон), имена членов семьи (например, внуков), название учебного заведения, которое заканчивал.
Обычно дезориентация во времени или в месте. Трудности серийного счета (от 40 по 4 или от 20 по 2).
В то же время основная информация о себе и окружающих сохранна. Пациенты никогда не забывают собственное имя, имя супруга и детей. Не требуется посторонней помощи при еде и естественных отправлениях, хотя могут быть трудности при одевании.
6.
Тяжелые нарушения: не всегда возможно припоминание имени супруга или другого лица, от которого имеется полная зависимость в повседневной жизни. Амнезия на большинство событий жизни. Дезориентация во времени.
Трудности счета от 10 до 1, иногда также от 1 до 10. Большую часть времени нуждается в посторонней помощи, хотя иногда сохраняется способность находить хорошо знакомую дорогу. Часто нарушается цикл "сон-бодрствование". Почти всегда сохранно припоминание собственного имени. Обычно сохранно узнавание знакомых людей.
Изменяется личность и эмоциональное состояние. Могут быть:
а) бред и галлюцинации, например, идеи о том, что супруга подменили, разговор с воображаемыми лицами или с собственным отражением в зеркале;
б) навязчивости;
в) тревожность, психомоторное возбуждение, агрессия;
г) когнитивная абулия – отсутствие целенаправленной деятельности в результате утраты способности к ней.
7.
Очень тяжелые нарушения: обычно отсутствует речь.
Недержание мочи, необходима помощь при приеме пищи. Утрачиваются основные психомоторные навыки, в том числе навык ходьбы. Мозг больше не способен руководить телом.
Отмечаются неврологические симптомы декортикации.