MIS: скрининг нарушений памяти

MIS – это распространенный тест для предварительной оценки работы памяти. Наряду с Mini-Cog и GPCOG, MIS входит в число трех тестов, рекомендованных в США для оценки когнитивного статуса пожилых пациентов в рамках ежегодной диспансеризации.

В ряде исследований было доказано, что MIS – более эффективный в выявлении когнитивных нарушений и при этом менее дорогостоящий диагностический инструмент, чем стандартный тест «Краткая шкала психического состояния» (MMSE).

К преимуществам MIS относится то, что он:

- не требует от пациента записи своих ответов, что позволяет использовать его в случае нарушений моторной функции;

- занимает не более четырех минут;

- не чувствителен к уровню образования;

- успешно адаптируется для представителей иных языковых и культурных групп; 

- не требует специальной подготовки от проводящего тестирование.

К недостаткам теста относят:

- не возможность использования с пациентами, не способными по тем или иным причинам читать;

- невозможность оценивать с его помощью исполнительную функцию (функцию контроля своих действий), которая может быть затронута на ранних стадиях при некоторых типах деменции, включая сосудистую и лобно-височную;

- невозможность оценивать зрительно-пространственную способность, которая также может быть затронута деменцией.

Не следует также забывать, что MIS является инструментом скрининга, но не постановки окончательного диагноза. Низкий результат, полученный при проведении MIS указывает на необходимость более тщательной проверки когнитивного статуса.

Инструкция по применению

  1. Покажите пациенту лист бумаги с 4 словами, которые нужно запомнить, и попросите его прочитать эти слова вслух. (Слова набраны заглавными буквами; размер кегля не менее 24 пунктов.)

  2. Сообщите пациенту, что каждое слово принадлежит к отдельной категории. Приведите пример категории и попросите пациента указать, какое из слов принадлежит к ней (например, «Что из этого — игра?»). Допускается до 5 попыток. Неспособность выполнить эту задачу указывает на возможные когнитивные расстройства.

  3. Когда пациент категоризирует все 4 слова, уберите демонстрационный лист. Скажите пациенту, что его (ее) попросят вспомнить эти слова через несколько минут.

  4. Займите пациента отвлекающими заданиями в течение 2–3 минут, такими как счет до 20 и обратно, серийное вычитание по семь от ста, произнесение слова ЗЕМЛЯ наоборот.

  5. СВОБОДНОЕ ВСПОМИНАНИЕ — 2 балла за каждое слово. Попросите пациента назвать столько из этих 4 слов, сколько он сможет вспомнить. Дайте как минимум 5 секунд для свободного воспоминания каждого слова. Перейдите к шагу 6, если пациент не называет очередное слово в течение 10 секунд.

  6. ВСПОМИНАНИЕ С ПОДСКАЗКОЙ — 1 балл за каждое слово. Прочтите соответствующую подсказку (категорию) для каждого слова, которое не было вызвано во время свободного воспоминания (например, «Какая была игра?»).

87c1a5de10cec857366bea843ddf79d114d932c0.png

Подсчет баллов

Максимальная оценка по шкале MIS составляет 8 баллов.

• 5–8: когнитивные расстройства отсутствуют

• ≤ 4: возможные когнитивные расстройства

Распечатать/скачать тест в формате PDF: Скрининг нарушений памяти.pdf

Top